Публикация - МАОУ Технический лицей города Сыктывкара

Перейти к контенту

Главное меню:

Автор:  Ульнырова С.А., 10 класс
Научный руководитель: Семенчина А.В.
Учреждение: "Технический лицей"
 
Интервью с ветераном Великой Отечественной войны.
 
 Великая Отечественная война растворяется во времени и уходит все дальше и дальше, поэтому эта тема медленно, но верно теряет свою актуальность: в век современных технологий люди и развития компьютера история и память исторических событий отходят на второй план.  По этой причине сейчас вопрос: "Как сохранить историю?" вызывает общественный резонанс. А способ решения проблемы нашла всероссийская организация "Волонтеры победы", членом которой являюсь и я. Она вносит неоценимый вклад в сохранение памятников и мемориалов, организации акции "Бессмертный полк", собирающей тысячи людей по всему миру, а главное - всевозможной помощи ветеранам. По крупицам мы собираем страницы истории, не давая великому событию уйти в небытие, а для этого важно собирать воспоминания и информацию из различных источников: мемуаров, книг, интервью.. И именно недавно взятое интервью помогло многим осознать то, какой ценой досталась победа и то, кто такой настоящий герой и какова его судьба.
 
Нашим героем стал Георгий Федорович Фиронов, ухтинец, почетный гражданин Республики Коми. До интервью было известно: Георгий Федорович Фиронов родился 30 апреля 1924 года в селе Крутой Лог Новооскольского района Белгородской области. Участник Великой Отечественной войны, был дважды ранен, в 19 лет лишился ноги. В 1949 году поступил в Курский мединститут, а в 1955 году с отличием его окончил, после чего начал свою трудовую деятельность в Ухте. Сначала работал врачом на «скорой помощи». В 1960-м Георгия Федоровича назначили главным врачом больницы посёлка Войвож. В 1971 году становится главным врачом ухтинской поликлиники, с 1976 по 1997 г. был главным врачом городской больницы №1. В перечне его наград - ордена Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени, медали «За трудовую доблесть», «Ветеран труда»; ему присвоены звания «Заслуженный врач Коми АССР», «Заслуженный врач РСФСР». Кавалер знака отличия «За заслуги перед Ухтой», «Ухтинец века». В последнее время Георгий Федорович являлся помощником ректора УГТУ Николая Денисовича Цхадая.
 
Мы задали ему различные вопросы, касающиеся всей его жизни. Некоторые ответы поразили нас:

- Корреспондент: расскажите, пожалуйста, о своих школьных годах. Чем они Вам запомнились и как повлияли на Вас, на вашу судьбу? 
- Георгий Федорович: школа была для нас вторым домом. Особенно запомнилась навсегда классный руководитель, фамилия ее — Елевич. Она была прекрасным учителем, прекрасным педагогом, прекрасной женщиной. И всю свою жизнь я встречал преподавателей, похожих на нее: они душу свою отдавали для учеников. Все любили заниматься спортом, а мне нравились плавание, бег и лыжи. 
 
Слова ветерана заставляют задуматься над ролью учителей в нашей жизни. Если Георгий Федорович считал школу «вторым домом», то сейчас, к сожалению, многие не любят это место и ходят туда исключительно по принуждению родителей. Это неправильно: школа должна оставлять только светлые воспоминания, а учителя, хранители знаний, должны помниться всегда за их самоотдачу, жертвенность, труд на благо ученика и образованности. Искренне хочется, чтобы люди в нынешнее время так же стремились к знаниям, как тогда, во время войны, хочется снова сделать образование и разум высшими ценностями человека.
 
Если школьные годы у ветерана вызывают легкую и ностальгическую улыбку, то воспоминания о войне — слезы на глазах. На момент начала войны герою было 14-15 лет. Георгий Федорович поделился с нами бесценными воспоминаниями, которые бережно хранятся в памяти потомков: 

- К: поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о военных годах. Каково это было: воевать в таком раннем возрасте? Как относились к войне Ваши ровесники? 
- Г.Ф.: Во всех людях, начиная с моего возраста и заканчивая теми, кто постарше, было желание пойти в армию, но перед уходом на фронт со своими школьными товарищами я работал в колхозе. Я говорю своему другу Лёне: «Смотри, самолеты налетели! Кажется, нашу улицу разбомбили...» Подбежали и увидели: действительно, бомба посередине разорвалась между лёниным домом и нашим домом. Мы знали, что противник был в 25 километрах нашего города Старый Оскол. Пришел я в военкомат — отправили в другое место, к старшине взвода. Увидел он меня и спросил: «Ну, что мне с ним делать, с пацаном?». Я ему ответил: «Куда же мне деваться? Родина закрыта..» Мне говорят: «Давайте его на кухню!», а я ответил: «Ну, на какую кухню!» В такой ситуации нужен снярдоподметчик — и меня и определили. Спустя 3 дня пришел приказ — мы вышли на танках, уже с другими артиллерийскими орудиями отбили атаку немцев, их танков. Через четыре дня, как мы подсчитали, летело около 50 штук легкопирикующих бомбардировки, знали или нет, на наш дивизион. Тогда я и получил ранение, полежал в госпитале. Через 10 или 12 дней меня выписывают и говорят: «Ты негоден к воинской службе». У меня была сестра в Казахстане по молодости, и я к ней поехал. Там встал на учет в военкомат. 
 
Самоотверженность и готовность на все ради Родины, несмотря слова и действия других людей, просто поражает. В таких поступках проявляется истинный героизм, высшая степень человечности и миролюбия. Не каждый, будучи выпускником школы, смог бы так отважно пойти и служить в армию, быть раненым, а после этого уехать в другую страну. И все это на благо семьи и Родины. Такие люди не должны забываться — их воспоминания должны лежать клубочком возле наших сердец и согревать добротой, миром и надеждой на светлое будущее долгие годы. Люди, подобные Георгию Федоровичу, должны стать настоящими примерами для подражания и эталонами жертвенности, героизма и истинного патриотизма. 
Георгий Федорович здесь олицетворяет всем известных героев романов Ю.Бондарев , В.Быков, К.Воробьева, молодых солдатиков, которых воспитала война. 
 
До интервью нам было известно, что Георгий Федорович был ранен дважды, и оба раза после тяжелейших атак на поле сражений. После второго ранения он потерял ногу. Со слезами на глазах ветеран рассказывал: 

- К: Расскажите, пожалуйста, о вашем ранении в ногу. Как вы отреагировали? Что спасло Вас и придало силы жить дальше? 
- Г.Ф.: В молодые годы потерять ногу — это был удар страшеннейший. У меня пропал аппетит, у меня пропало стремление к жизни, только пил воду. Надо сказать, что консультировал меня профессор один, который убеждал меня в том, что не надо опускать руку. Спасло меня только то, что меня переправили в другой госпиталь и увидел: были люди, получившие тягостнее ранения, чем я, и они улыбались. Это спасло меня. 
 
Наш герой напоминает мне заглавного героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»: невзирая на тяготы жизни и страшную потерю, он нашел в себе силы жить дальше, радоваться жизни и улыбаться. Оптимизм — бесценное качество человека, которое приняло особое значение в годы войны: шутки, улыбки, песни, игра на гитаре — все это придавало силы, улучшало моральный дух и настрой взвода или роты, а главное — заставляло хоть немного отвлечься от ужасов, происходивших в 1941 — 1945 годах. 
 
Важно заметить, что ветерана часто называли «парня, обожженным войной». А почему за ним закрепилось такое прозвище, Георгий Федорович поделился с нами: 

- К: Георгий Федорович, скажите, пожалуйста, о годах после войны и ранения. Как сложилась Ваша судьба? Где вы учились? 
- Г.Ф.: Моя классная руководительница однажды посетила меня и спросила: «Ну, так что ты собираешься делать?» Я ей по секрету рассказал, чтобы она никому ни слова не сказала. Учительница сказала: «Так иди в десятый класс!» Я ответил: «Вера Владиславовна, ну куда я пойду? К пацанам?» А следующие ее слова на всю жизнь запомнил: «Георгий, ты сам пацан, но обожженный войной. А ты иди в десятый класс». Но я не послушался и поехал в Калининград учиться в вечерней школе. Долго не мог найти свое жилье и поселился в квартире у знакомого. Там жила латышка-бухгалтер, которая ввела меня в курс дела — через 6 месяцев я висел на доске почета. Меня однажды спросили: «А кем ты собираешься стать после окончания вечерней школы?» Я сказал про то, что хочу закончить 10 классов и поехать в мединститут. Таким образом, вскоре мне дали аттестат с отличием и поехал в Курск учиться на медика. При поступлении, когда я сдавал документы, меня спросили: «Можешь ли ты читать или слушать латынь?», и тогда я ответил: «Знаете, я понимаю только русской разговорную речь». 
 
Какой же все-таки простой человек наш Георгий Федорович! Его реакция на вопрос о латыни это ярко показывает. Действительно, ветеран словно олицетворяет Василия Теркина: он был таким же простым солдатом, как и наш герой: 

...Впрочем, парень хоть куда. 
Парень в этом роде 
В каждой роте есть всегда, 
Да и в каждом взводе...
 
 
Простота, жизнерадостность, стремление к новой жизни и знаниям, трудолюбие (о чем говорит профессия ветерана: он хотел стать врачом и спасать людей, а это — благородная цель человека) — качества по-настоящему сильного человека. Истинный герой отличился не только на фронте, но и в обычной жизни. Цели, слова и мысли его прекрасны так же, как и его поступки. Каким бы «обожженным войной» ни был человек, главное — жить дальше и служить во имя всего человечества: именно война учит каждого осознавать цену мира над головой, тихих ночей, вкусного хлеба за столом. Именно война учит ценить жизнь, людей, возможность для совершения чего-то выдающегося, потому что каждый прожитый день стоил многого. 
 
Нам, интервьюерам, было важно узнать о дальнейшей судьба Георгия Федоровича. Он с радостью поделился своими воспоминаниями: 

- К: Георгий Федорович, поделитесь, пожалуйста, историей вашей дальнейшей судьбы. Стали ли Вы врачом? Как вы оказались в северном крае Республике Коми? 
- Г.Ф.: Жизнь началась после окончания института врачебная. А когда я узнал врачебный коллектив, таким счастливым в душе стал: был такой замечательный, способный, знающий врачебный коллектив, который помогал мне тактично осваивать дело врача! И вот, в шестидесятом году предложили пост на место главного санитара в поселке Войвож. Я отказывался и говорил, что не хочу быть главным, а хочу все время работать с больными. Долго меня уговаривали .. В итоге к семидесятому году я согласился стать главным врачом, но не в больнице: меня перевели в поликлинику в Ухте, где тоже была прекрасно организована работа, мы все поднимали работу. И я сейчас удивляюсь: как так врачу к участковому в первый день попал. В первый день все попадали к врачам, и как-то я зашел в регистратуру, сказал, что у меня температура 38 градусов. Тогда меня быстро приняли. А номерки давались для того, чтобы пациенты просто не опаздывали на прием.
 
Еще одно отличительное качество героя - упорство. Он своими целями и Родину спас, и десяткам, сотням  людям помог, и закончил школу и вуз с отличием.  Но самое главное - это забота и стремление улучшить жизнь не только одного единственного человека, но помочь всей стране, всему миру, всему человечеству. В этом и заключается ценность героя - умение быть милосердным и мудрым. Война учит ценить и образование, и работу, и окружающих. Так удивительно, что, несмотря на тяжелое состояние здоровья, Георгий Федорович все-таки сумел поговорить с нами и поделиться бесценными материалами о войне, о жизни, о судьбе, о мудрости.  К сожалению, интервью с нами стало последним в его жизни. Спустя месяц он скончался, но память о великом Человеке, фронтовике, почетном гражданине Ухты Георгии Федоровиче Фиронове останется с нами.
Таким образом, представление о войне для тех, кто не смог стать свидетелем великого события русской истории, которое произошло более 70-и лет назад, сформированное из фильмов и песен, ни за что не заменит живого общения с ветераном. Это собирание по крупицам нетленной истории, которую должен знать каждый. Это слова, вписанные в историю России золотыми буквами, не тускнеющими от времени. Тем не менее, важно заметить, что история и литература тесно связаны: в образе Георгия Федоровича Фиронова мы нашли точки соприкосновения с героями книг времен Великой Отечественной войны - это показывает, насколько книги помогают понять эпоху, людей и, главное, историю, такую, какая она есть.  Важно помнить и проносить великий подвиг во имя всего человечества через поколения, бережно храня светлую память о тех, кто жертвой пал ради мира и жизни на Земле. А пока есть живые ветераны, необходимо быть с ними, помогать им, выслушивать и поддерживать - всем перечисленным занимается организация "Волонтеры победы", и я горжусь, что являюсь ее частью: творить добро и вносить частичку себя в историю - ни с чем не сравнимое удовольствие.

 
По материалам интервью: https://vk.com/volunteerspobedakomi?w=wall-83317647_2138
Автор: Ульнырова С.А., 10 класс
Научный руководитель: Семенчина А.В.
МАОУ «Технический лицей».
 
 Поэзия победы
эссе
 
Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело.
Лев Николаевич Толстой
 
    О чем думают люди, когда видят старинные книги и письма, рукописи, связанные с войной ?  Многие считают их хламом, заполняющим  жизненное пространство, а хранение старых вещей - несовременным, а то и странным занятием сейчас, в эпоху электронных книг и бурного развития Интернета. Сейчас мало кто бережно хранит старые издания творений писателей, стихотворения, записки людей, которых уже давно нет в живых, которых никогда не видели и, главное, жизнь и судьба которых практически не интересует. Правильно ли это? Действительно, есть ли нам дело до тех, о ком мы вспоминаем только в праздник Победы? Есть ли нам дело до тех, для кого «великое русское слово» на фронте значило гораздо большее, чем для нас?
Книги на фронте были уникальной, бесценной вещью, настоящим чудом, придававшим силы в бою. Солдаты читали книжки в перерывах между кровопролитными сражениями и с невероятной радостью следили за жизнью героев произведений, что позволяло им постигать великое, несмотря на тяжелые обстоятельства. Например, поэма о писателя и корреспондента А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», пропитанная позитивом молодого бойца на войне, выпускалась для фронта по частям. Каждую последующую часть герои ждали с нетерпением, а лаконичные строки и знакомый всем образ Василия Тёркина поднимал моральный дух. На мой взгляд, радость — это лучшее, что могла дать литература на Великой Отечественной воне. В годы страшной борьбы с фашизмом, наполненные горем и страданием, так важно хотя бы на мгновение забыться и поверить в себя, в чудо, в жизнь и в то, что великодушие победит жестокость. А для некоторых солдат эта поэма стала настоящим вдохновением для создания собственных заметок, писем, стихотворений, которые они отправляли домой, на Родину.
 
Так сложилось, что в моей семье почти не было семейных реликвий, в том числе и старых, переживших историю книг. Они либо хранились у дальних родственников и об их существовании почти никто не знал, либо они терялись, и найти их было уже невозможно. Осознание того, что со старинными, но такими знаковыми для нашей семьи вещами уходит эпоха, терзало меня, заставляло действовать, искать и находить. Мне нравилось общаться с родными людьми за чашечкой чая, вспоминая прошлое нашего рода, людей, их уникальные, трагичные и счастливые судьбы, их вещи, талисманы, послания, стихотворения, рассказы и легенды. Как много тайн хранят в себе эти вещи, как много тайн хранит в себе литература! Так, теперь в моей книжной коллекции лежит один маленький, постепенно рвущийся томик М.Ю. Лермонтова с уже пожелтевшими страничками, с надписью от октября 1939 года: «На долгую память. Храни, не теряй». Этот подарок получил мой прадедушка, Карманов Степан Васильевич, от двоюродной сестры Анны. Но кто же мог знать, насколько важную роль сыграет простая книжка в его жизни! И я с гордостью могу сказать: мое увлечение литературой и писательством передается из поколения в поколение.
Жизнь моего прадедушки шла своим чередом: двадцатилетие, молодость, первая любовь, интересная работа в колхозе, все такое новое и необычное. Казалось, что жизнь только начинается и не может быть ничем омрачена. Все было идеально, пока, как резкий удар молнии, не пришла она — страшная Великая Отечественная война. На фронт Степана Васильевича отправили сразу же, в 1941 году, и, по случайности, собирая вещи, мой герой положил в полевую сумку тот самый томик Лермонтова. Прадедушка поступил в распоряжение артиллерийского полка Калининского фронта (часть Невельской дивизии), который с честью и достоинством защищал Родину в  Липецкой, Псковской, Новгородской (город Старая Русса, в котором сейчас находится известнейший в стране монумент славы, был одним из центров ожесточенных боев) областях. За все это время он совершил несколько подвигов, за что получил, наверное, самую важную для солдата награду - медаль «За отвагу», несколько раз был серьезно ранен, но чудом быстро выздоравливал и возвращался в строй. Что же помогло моему прадедушке? Каждый раз, когда мой герой находился в тяжелом состоянии в госпитале, в окружении стонущих и умирающих солдат, чтобы успокоить и поднять дух сослуживцев, читал шедевры М.Ю. Лермонтова вслух. Знаковым оказалось и то, что в книге было стихотворение «Бородино», заставляющее восхититься подвигами русских солдат на Бородинском сражении. И труды писателя действительно помогали больным почувствовать себя лучше! Соприкосновение с истинным искусством творит чудеса, с тем самым искусством, которое дает человеку сил, вдохновляет на совершение великих дел и творит чудеса с внутренним миром, очищая душу и залечивая раны. Сын Степана Васильевича, мой дедушка, говорил, что страницы этой книги видели три вещи:  кровь изнеможенных солдат, слезы от понимания прекрасного, вечного и радость от выписки и возвращения на фронт. В общей сложности томик, подаренный двоюродной сестрой, был прочитан от корки до корки больше десятка раз и стал семейной реликвией. Непередаваемые чувства я испытываю, глядя на него и трепетно перелистывая пожелтевшие странички. Кажется, что понятие «время» просто перестает существовать и я становлюсь частью той великой победы, той великой истории..
Еще одно чудо сотворила уникальная книжка в военной жизни моего прадедушки: она раскрыла его талант . Никто бы не подумал, что Степан Васильевич способен писать стихи, при прочтении которых слезы сами набегают на глаза, потому что в жизни он был строгим и непоколебимым человеком. Но война не пощадила и моего героя. Однажды, после чтения, у него в голове, как рассказывал мне дедушка, сами начали появляться слова, строчки, рифмы, из которых складывались сначала короткие четверостишие, а потом — целые стихи и даже баллады. Герой записывал свои творения в перерывах между битвами на клочки бумаги и прятал за пазуху, чтобы отправить домой, семье. К сожалению, многие просто не доходили до адресатов, поэтому прадедушка учил их наизусть и после возвращения в Коми читал их дедушке. Так творения рядового солдата стали своего рода памятником фольклора в нашей семье и позволили понять истинную, неискаженную историю Великой Отечественной войны изнутри, а не из учебников и фильмов. Одно стихотворение  особенно впечатлило меня. 


Автор – Карманов Степан Васильевич

Зима сорок второго. Новый Год. 
Деревня Черенка. Родная батарея. 
И в бой идет наш храбрый взвод, 
И ни о чем не сожалеет. 

Моё оружие сильно, как вера. 
Хоть страшен враг как лев. 
Какой должна быть злобы мера? 
Или решал все страшный гнев? 

Ведь сколько угасших жизней стоит за солдатом? 
Сколько света погасло в домах? 
Я не устану говорить ребятам : 
Сила народа - в битвах, память - в томах. 

Произведения обычных солдат позволяют составить картину всей истории: они доподлинно рассказывают нам о судьбах как отдельной личности, так и всего народа в целом. Важно отметить роль произведения моего прадедушки в передаче будущим поколениям тех чувств и переживаний, которые испытывали простые солдаты, находясь на фронте в годы Великой Отечественной войны.  Постепенно, уделяя должное внимание письмам, запискам, произведениям с фронта, военной лирике, мы сможем узнать настоящие тайны истории, поможем будущим поколениям понять главное о страшных, но в то же время по-настоящему великих событиях той войны. Удивительно, как обычные литературные труды могли поднять дух солдат, заставить действовать и воевать, несмотря на тяжелейшие условия и обстоятельства! Удивительно, каких страданий стоило русской армии сохранить фронтовые произведения, какую цену они заплатили за то, чтобы мы, потомки учились на роковых ошибках прошлого. Поэтому произведения русских поэтов, фронтовиков-корреспондентов, таких, как, например К.М. Симонов, Б.Ш. Окуджава, Л.И. Ошанин, так и простых солдат, - самая главная ценность для современного поколения, когда война постепенно растворяется во времени, становится чем-то таким далеким, забытым, недосягаемым. Значение «великого русского слова» на войне действительно неоценимо.
 
 
 
Данные о подвиге хранятся на сайте "Память народа": https://pamyat-naroda.ru/
Автор: Ульнырова С.А., 10 класс.
Научный руководитель: Семенчина А.В.
Учреждение: МАОУ "Технический лицей"
 
Сочинение на тему: "Мотив несбывшихся надежд в русской   литературе (на примере романа в стихах «Евгений Онегин» и повести «Ася»)".
 
"Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, его единственная собственность."
(Томас Карлейль)
 
Герои русской литературы XIX века как правило, молоды: Евгению Онегину и князю Мышкину по 26 лет, Владимиру Ленскому — 18 лет, Ольга и Татьяна Ларины еще моложе, Евгению Базарову и Родиону Раскольникову чуть больше 20 лет, Вареньке Доброселовой — 17- 18 лет. А юность - «золотое время» - так бы описал этот период великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Действительно: молодость живет надеждами и мечтами о светлом будущем, о прекрасной вечной любви, о настоящем человеческом счастье и крепкой дружбе. Молодость — это возраст надежд, когда человек не сомневается в их несбыточности, а тем более — об их крахе. Именно поэтому герои русской литературы верят в сказку и чудеса, в победу добра над злом, жизни над смертью, чести над бесчестием. Но почти в каждом произведении авторы проводят своих персонажей через испытание несбывшихся надежд и мечтаний, обрекают их на страдание, на внутренние тяжелые стенания, заставляя их добрые, светлые надежды столкнуться с суровой реальностью: молодость — это время проб и ошибок тоже, без опыта которого личность не может быть названа по-настоящему цельной и зрелой, без которого невозможно познать себя, свою внутреннюю силу или слабость. Несбывшиеся мечты — это один из важнейших этапов становления личности — именно эту идею проносят писатели XIX века в своих произведениях, делая этот мотив сюжетной коллизией, а в некоторых случаях даже лейтмотивом работ (романы и повести И.С. Тургенева). Наиболее яркие примеры тому — роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и повесть «Ася», где несбывшиеся надежды — важнейшая часть произведений. 

Герои произведений Пушкина практически всегда сталкиваются с конфликтом мечты и реальности; в романе в стихах «Евгений Онегин» с ним борются все главные герои произведения, что и объединяет их, несмотря на диаметрально разные судьбы, взгляды, идеалы. 
 
Татьяна Ларина — это первый образ в русской литературе, созданный по законам реализма. Именно ее Пушкин описывает как свой «милый идеал», воплощение мечтаний и представлений о женщине определенного типа. В ней было что-то романтическое:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
 
(Роман в стихах "Евгений Онегин", II глава)
 
Примечательно, что Владимир Ленский находит в Татьяне черты Светланы, мечтательной и верной девушки, из одноименной баллады Жуковского, которая является памятником раннего романтизма в русской литературе. Это отсылает читателя к особенностям этого литературного направления, одна из которых — столкновение мечты и реальности, жизни и смерти, одиночества и свободы (например, поэма А.С. Пушкина «Цыганы», поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»). 

Юность во многом определяет дальнейшую судьбу человека, и поэтому в формировании внутреннего мира героини большую и важную роль сыграло увлечение Татьяны сентиментальными и романтическими романами («Она влюблялася в обманы\ И Ричардсона и Руссо».) и ищет мужчину, соответствовавшего ее воображению, ее грезам и надеждам. Она нашла его в Онегине: он был новым человеком в их «деревенской глуши», таинственность и загадочность, холодность, равнодушие, светские манеры — все это пленило девушку. При этом она примеряет на себе «чужой восторг, чужую грусть», а любовь была похожа на сюжет книги: никто, кроме Онегина, не подходил под роль ее идеального избранника, «ловласа», появившегося под влиянием западных романов: Вертера, де Линара, Малек-Аделя.
 
Однако Татьяна вскоре начинает более четко осознавать саму сущность Евгения и его мировосприятия после посещения «модной кельи» героя, заглянув в его книги и рассмотрев интерьер его жилища:

Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес..
 
(Роман в стихах "Евгений Онегин", VII глава)
 
Очевидно, что ее надежды не соотносятся с реальностью. А после его суровой проповеди, которую Татьяна, вероятно, не собиралась услышать, она остается в глубокой обиде, непонимании, растерянности. Окончательно и бесповоротно разрушила мечтания девушки о «книжном» образе Евгения и страшная дуэль Онегина с Ленским, в ходе которой второй погибает. После объяснения героев в Петербурге, спустя несколько лет, становится ясно: Татьяна больше нет верит в искренность чувств Онегина, а попытки героя вернуть все вспять задевают ее женское достоинство, тем не менее любовь романтика не оставляет ее равнодушной, понимая, что дальнейших отношений быть не может:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
 
(Роман в стихах "Евгений Онегин", VIII глава)

Девушка вышла замуж и полностью посвящает себя новоиспеченному мужу.

В невозможность единения героев у Пушкина, по мнению Е.В. Амелиной, «заложен глубокий символический смысл». Онегин — герой западноевропейской цивилизации, что противоречит самой русской сущности, в то время, как Татьяна — целостный образ русской души и дитя природы. «Природа и культура в романе несовместимы - они трагически разъединены». 

Именно поэтому несбывшиеся мечты — один из критериев героини, определяющих судьбу Лариной и ее значение в романе в стихах «Евгений Онегин». 
 
Путешествуя по страницам романа, мы встречаем мотив несбывшихся надежд и в образе уже упомянутого Владимира Ленского, центрального героя произведения, соседа Онегина и, что важно, бывшего студента Геттингенского университета (героя часто называют «геттингенской душой»), где приобщился к философии Шиллера, Канта и Гете — именно в этом читатель может найти точки соприкосновения с образом Татьяны Лариной. Все это и делает его таким же поэтом, живущим в своем укромном душевном мире, ориентирующимся на творчество западноевропейских классиков и всецело предающегося мечтам:

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;

(Роман в стихах «Евгений Онегин», II глава). 

Сам Ленский писал преимущественно о чистой, искренней любви и разлуке, романтических розах и грезах:

Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна..

(Роман в стихах «Евгений Онегин», II глава).

Часто упоминал возвышенное и романтичное отношение к дружбе:


Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
 
(Роман в стихах «Евгений Онегин», II глава).
 
Поэтому удивительно, что Ленский ищет такую же мечтательную и по-детски добрую душу, но в конечном счете «от делать нечего» становится другом, ближайшим приятелем Евгения Онегина, тем не менее большую часть времени проводит у Лариных и все время «занят Ольгою своей».
 
В V главе Пушкин описывает картину дружеской идиллии, близости двух душ и прелести такого общения. Примечательно, что эта глава стала символичной: Ленский «разговорился вновь про Ольгу» - в этом проявляется высшее доверие поэта Евгению, подчеркивается значимость дружбы и чистота возникнувших чувств. Примечательно, что после душевной беседы возник особый интерьер именин у Лариных, который словно предвосхищает надвигающуюся трагедию:

Огонь потух; едва золою
Подернут уголь золотой;
Едва заметною струею
Виется пар, и теплотой
Камин чуть дышит. Дым из трубок
В трубу уходит. Светлый кубок
Еще шипит среди стола.
 
(Роман в стихах «Евгений Онегин», IV глава).
 
И именно неподдельные чувства к Ольге и послужили причиной столкновения мечты и реальности в жизни Ленского, стали настоящим испытанием на веру в высшие ценности, на мужество и непоколебимость, на любовь, дружбу и, главное, на убийство. 
Причиной дуэли между Онегиным и Ленским стала язвительная шутка, которую Евгений бросил поэту, решив задеть за живое, наверное, самое дорогое, что есть у него на свете, - за искренние чувства в любовь к Ольге. Вспыхнувшая мимолетная ревность героя могла бы спасти жизнь Ленского:

Все чувства в Ленском помутились,
И молча он повесил нос.
Исчезла ревность и досада
Пред этой ясностию взгляда,
Пред этой нежной простотой,
Пред этой резвою душой!..
 
(Роман в стихах «Евгений Онегин», VI глава).

Но в инцидент вмешался Зарецкий, буян и картежник, способный «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их», который оказал сильнейшее воздействие на нежную и возвышенную душу Ленского, буквально склонив его к подобному фарсу: были десятки причин, чтобы не дать дуэль состояться:

"Теперь сходитесь".
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага..

(Роман в стихах «Евгений Онегин», VI  глава)
 
Кровавая ссора показала, что Онегин не выдержал испытание дружбой и обличает несостоятельность взглядов и мечтаний Ленского. Евгению, вероятнее всего, просто не хватило мужества, жалости, чтобы отступить и избавиться от своих душевных стенаний («Наедине с своей душой \ Был недоволен самой собой»). В угоду общественному устою и собственной свободе (важно заметить, что Ленский свободен он предрассудков и идеологии в отличие о Онегина) он принимает страшный вызов, который сломал не только жизнь поэту, но и представления о том смелом и дружелюбном Евгении, коим он сказался и в глазах читателя, и в глазах Татьяны Лариной. Убийство Ленского заставило Онегина переосмыслить свои взгляды на жизнь, теорию и идеалы, что является прямой отсылкой к мотиву несбывшихся надежд и ожиданий в романе в стихах "Евгений Онегин". 

Важно отметить, что конфликт мечты и реальности не обошел и самого заглавного героя. В основе жизни героя так же, как и у подавляющего большинства других героев романа в стихах, лежит западноевропейская философия, ставившая человека на один уровень с Всевышним. Герцен об этом писал: «Цивилизация нас губит, сбивает нас с пути; именно она делает нас, бездельных, бесполезных, капризных, в тягость другим и самим себе, заставляет переходить от чудачеств к разгулу, без сожаления растрачивать наше состояние, наше сердце, нашу юность в поисках занятий, ощущений, развлечений, подобно тем ахенским собакам у Гейне, которые, как милости, просят у прохожих пинка, чтобы разогнать скуку». Именно это породило в Онегине манеру презрения, холодности и чувства собственного превосходства над другими, что и образует, на мой взгляд, главный внутренний конфликт героя - конфликт между истинной сущностью и философией, которую пришлось волей-неволей принять: 

Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны...
 
(Роман в стихах "Евгений Онегин, II глава). 
 
Казалось бы, переезд на новое место, в деревню, вселял надежду Евгению о возможных изменениях, главное - о пробуждении человечности и любви, но и там он по-прежнему не может найти себя, соседи и их занятия кажутся Онегину скучными, природа и живописные пейзажи не вызывают восхищения - его надеждам не суждено было сбыться. В его жизни появляется Татьяна Ларина, которая могла бы сделать из него по-настоящему счастливого человека, но он упускает свой шанс, о котором жалеет до конца жизни. 
 
Онегин уже заметил ее поэтичность, нежность, то истинное, настоящее, светлое, что желает найти, наверное, каждая душа человека. Но и здесь мы встречаем тот же мотив: боясь совершить ошибки, руководствуясь прежним опытом, Евгений перестает верить в счастье и любовь, что и заставляет отказаться от неподдельных чувств, уже разгоревшихся в его сердце. Подтверждение тому - алогизм его дальнейших поступков и отхождение от своих же идеалов. 
 
После путешествия, отходя от тяжелых впечатлений о смерти Ленского, Онегин встречает Татьяну в Петербурге, ставшую "равнодушною княгинею", герой начинает по-взрослому осознавать любовь, затронувшую тончайшие нотки души его, что стало для Евгения настоящим откровением: 

Он оставляет раут тесный, 
Домой задумчив едет он: 
Мечтой то грустной, то прелестной 
Его встревожен поздний сон. 
(Роман в стихах "Евгений Онегин", VIII глава) 
 
И именно поэтому в каждом слове письма Онегина к Татьяне звучит невыразимая боль и сожаление об упущенном шансе, который смог бы изменить жизнь в корне: 

Я знаю: век уж мой измерен; 
Но чтоб продлилась жизнь моя, 
Я утром должен быть уверен, 
Что с вами днем увижусь я...
 
(Роман в стихах "Евгений Онегин", VIII глава). 

Все тщетные попытки Онегина, "страдающего эгоиста", вернуть связь с Татьяной задевают девушку за живое (теперь она замужем) и не вызывают доверия: 

Я плачу... если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
 
(Роман в стихах "Евгений Онегин", VIII глава)

Чистая, нежная, но в то же время сильная Татьяна неспособна на союз с лживым и неискренним человеком, несмотря на то, что ее чувства еще не совсем угасли – в этом, скорее всего, заключается невозможность отношений Лариной и Онегина. И эта трагедия, на мой взгляд, является главным отражением мотива несбывшихся надежд: Евгений потерял смысл жизни, который так долго искал. 

Мотив несбывшихся надежд также стал лейтмотивом в творчестве не менее значимого писателя XIX века И.С. Тургенева, и наиболее четко и полно он отразился в повести «Ася», написанной в 1857 году и описывающая автобиографические события. 
 
Главной целью Тургенева при написании повести было показать, что, только пробы и ошибки, несбывшиеся мечтания и надежды, могут сделать личность по-настоящему взрослой и цельной: проходя через испытания первой влюбленностью и конфликтом мечты и реальности, простая по-детски наивная Ася из гадкого утенка превращается в сильную и мудрую Анну Гагину, знающую себе цену. 
 
Ася — типичный образ «тургеневской барышни», олицетворявший женский идеал самого Тургенева. Впервые влюбившись в путешественника господина Н.Н., Анна тяготится эфемерным, загадочным, непонятным будущим с ним, что и добавляет в образ героини ту диковатость, нервозность и крайнюю степень эмоциональности, присущие молодым девушкам. Ее образ и образ Татьяны Лариной из романа в стихах «Евгений Онегин» неразрывно связаны (важно заметить, что именно этот роман читал Н.Н. для Гагиных): обе оказались под властью первой любви, но не нашли взаимности, поэтому не зря упоминается отсылка к шедевру А.С. Пушкина. Ася, подобно Татьяне, решилась на признание в любви к мужчине (что в XIX веке считалось моветоном), но получила из этого лишь жалкий упрек и неисполненное обещание: вместо того, чтобы объясниться с Гагиным, Н.Н. Лишь выставляет героиню в дурном свете. Это оказалось непозволительным и бесчестным поступком для Аси — на следующий день она уехала, тем самым не позволив сломить себя и свое женское «самолюбие», которое так часто упоминал брат девушки Гагин: «Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!» 
 
Девушка прошла через испытание любовью, которая сломала все ее иллюзии и прекрасные надежды, но дала самое главное — опыт. Что немаловажно, любовь преподала Анне важный урок: жизненные трудности и неудачи обличают истинную сущность человека и показывают его лучшие и худшие стороны: кто-то оказывается сильным и решительным (Ася и ее брат Гагин), а кто-то — лживым и трусливым (Н.Н.). 
 
Тем не менее, сам Н.Н. Тоже остался у разбитого корыта. «А счастье было так возможно, так близко...» - так можно описать ситуацию, произошедшую в повести. Только совершив глупость, он осознает, что чувства взяли над ним верх, но от его несбывшихся мечтаний и необдуманных поступков остается лишь прощальная записка и засохшая герань, которые он хранит как зеницу ока. Мужчина тщетно старался найти ушедшую любовь, но все его попытки были неудачны. 

Н.Г. Чернышевский в статье «Русский человек на render-vous» подробно расписал причины несостоявшейся любви, заключавшиеся в полярности душевных качеств Аси и Н.Н. : «необыкновенная, самоотверженная женщина и слабый, нерешительный мужчина», слабость которого проявлялась в робости и нерешительности. »
 
А П.В. Анненков уверен, что дело кроется в особенности его душевного склада, в так называемом «сластолюбии»: «Ни малейшего признака, чтоб он занят был истиной, правдой отношений своих к неожиданной Жюльетте, попавшейся ему на дороге: он только занят изучением ее характера да изучением своих впечатлений. Но в натуре этого человека есть одно важное качество: он способен понимать себя и при случае сознавать бедность нравственного существа своего. Вот почему он останавливается иногда у самой цели, к которой стремится безоглядно». Ценность для Н.Н. В основном представляют воспоминания, оставшиеся в его сердце, а не люди и ситуации. 
 
В произведениях классика почти нет счастливой любви: многие его герои оказываются обреченными на несчастье под властью высокого чувства. Причина этому, на мой взгляд, кажется в самой судьбе Тургенева. Женщиной всей его жизни стала певица Полина Виардо, которая к тому времени уже была замужем за Луи Виардо, французским писателем. Несмотря на это, Тургенев до последнего надеялся на брак с ней, но его надеждам и мечтаниям так и не суждено было осуществиться. В конце своей жизни он написал в письме Некрасову об отношениях с семьей Виардо: «...Сижу на краешке чужого гнезда». Писатель проводил много времени с Полиной, ее мужем и детьми, полностью отдаваясь не своей личной жизни и счастью, а чужой: главной надеждой для человека была все-таки любовь, не требующая отдачи. Разве в этом кроется смысл жизни? 
 
Таким образом, несбывшиеся надежды объединили целую плеяду героев русской литературы XIX века. Анализируя роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и повесть И.С. Тургенева «Ася», мы приходим к выводу: разрушенные мечтания и надежды — закономерное явление в развитии каждой личности, которое приходится обычно на юные годы и оставляет неизгладимый след в душе каждого героя: молодость — время проб и ошибок. Но подобные разочарования не обходят стороной и взрослых людей (например, господина Н.Н. Из повести «Ася»), заставляя переоценить собственные взгляды, идеалы и корить всю дальнейшую жизнь за допущенные ошибки и упущенные шансы. Несбывшиеся надежды делают героев русской классики несчастными, ничтожными и обреченными на душевные мучения и терзания. Они разрушают иллюзии и грезы, показывают силу и слабость характера, учат мудрости и развитию внутренней силы. На мой взгляд, в этом виновата не только судьба, но мировоззрение героев: философия западноевропейских классиков почти не была совместима с реальной жизнью, поэтому навязанные идеалы падали под натиском суровой реальности. Примечательно, что, например, взгляды Тургенева сформировались под влиянием философии Шопенгуэра, считавшего, что идея земного счастья является несбыточной: «Счастье... всегда лежит в будущем, или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому темному облаку, которое ветер гонит над озаренной солнцем равниной: перед ним и за ним все светло, только оно само постоянно отбрасывает от себя тень. Настоящее поэтому никогда не удовлетворяет нас, а будущее ненадежно, прошедшее невозвратно. Жизнь... с ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями — эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять... как можно поверить, будто человек существует для того, чтобы быть счастливым».
 
 
Автор: Ульнырова С.А. , 10 класс
Научный руководитель: Семенчина А.В.
Учреждение: МАОУ "Технический лицей"
 
Сочинение-рассуждение о судьбах русской интеллигенции в эпоху революции и Гражданской войны (на основе поэтов Серебряного века).
«Что же задумано?
Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.
Из статьи А.А. Блока «Интеллигенция и революция», 1918.
Одним из важнейших вопросов, затрагиваемых в советском и современном литературоведении, является вопрос о том, как Февральская и Октябрьская революция 1917 года повлияли на интеллигенцию, частью которой были писатели и поэты Серебряного века, и есть ли их вина в том, что происходило со страной в целом.
Как заметил Н.А. Богомолов, автор статей по литературе «От Пушкина до Кибирова», «история русской интеллигенции как раз и представляет собой ту область, где общее и частное переплетаются теснейшим образом, обнаруживая невозможность понимания одного без другого». Представители интеллигенции, которая по праву считалась самой уязвимой прослойкой общества, принадлежали разным идейным течениям, входили во всевозможные политические партии, имели разные ценности и взгляды на мир, а Гражданская война и кровопролитные революции еще сильнее усугубили различие взглядов в этом слое общества. Быстро меняющаяся политическая, историко-культурная обстановка в революционный и постреволюционный период отличается бунтами и восстаниями, сомнениями и подозрениями, противоречиями, которые позже прямо повлияли на развитие отечественной культуры.
Главными свидетелями-жертвами Гражданской войны, чьи труды помогают нам понять суть происходящего и определить влияние исторической обстановки на культуру, на жизнь народа (все одни принадлежат интеллигенции), являются поэты. Они, люди тонкой душевной организации, принимали все близко к сердцу и переносили свои тяжелые, наполненные трагедией мысли на бумагу.
Да и гимном революции стали слова известного представителя интеллигенции, писателя и публициста М. Горького:
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике – жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике…» – так начинается поэма в прозе «Песнь о буревестнике» (1901) , которое закрепило за писателем прозвище «вестник революции». Описания природы, образ буревестника как символа борьбы отражают авторское и всеобщее, русское мироощущение к происходящему (дата написания поэмы – 1901 год; через несколько лет в 1905 году началась Первая русская революция, которая является одной из причин последующих восстаний и Гражданский войн в России). Это не просто косвенное обращение к теме войны и восстания, это настоящий призыв изменить жизнь и социальный устрой общества. Почему, когда мы говорим о революции и поэзии, невольно вспоминаем Максима Горького, несмотря на то, что он не был поэтом? Потому, что именно его слова стали гимном переворота, потому, что он оказал колоссальное влияние на всех остальных поэтов-свидетелей того тяжелого и неоднозначного периода.
Революционные идеи в голове М. Горького начали появляться уже в конце XIX века. Тогда после тяжелой внутренней работы, философских анализов происходящих событий он пришел к выводу: без изменений жить нельзя. Новый смысл, новый свой взгляд он нашел в самой сущности человека: только человек, используя революционные мысли и идеи, смог бы избавиться от ужаса, охватившего Россию. Революция для писателя — это вполне достижимая и важная цель: по его мнению, «совершить социальное переустройство страны наделен только пролетариат».
Однако, как ни странно, Горький вместо радости от избавления от социальных пороков получил разочарование. Сбылось его страшное опасение: он боялся неготовности пролетариата в готовившейся революции и переживал о том, что неорганизованность приведет к анархии. К сожалению, его страхи стали реальностью.
После революции Горький посвятил себя публицистике. Почти в каждом цикле статей журнала «Новая жизнь» он рассказывал о тяжелых последствиях произошедших волнений, о вине Ленина, о жесткости русского народа. Революция пробудила в писателе, поэте и драматурге альтруизм. Его заслуга заключалась в спасении культурной и научной интеллигенции от разорения, холодной и голодной смерти (В. Ходасевича, Е. Замятина), открытии новых издательств («Всемирная литература»), основании «Дома искусств» и «Дома ученых». Но, по закону жизни, не все пошло так, как хотелось. Важнейших представителей Серебряного века русской литературы А.А. Блока и Н.С. Гумилева спасти так и не удалось: красной нитью проходит «черный август 1921» в нашей истории. Их взгляды на революцию и стихотворения, в которых поэты выражали собственное мнение, создали большие трудности, по сути обрекавших поэтов на гибель. Да и смерть самого писателя остается загадкой.
Блок и Горький во многом находят точки соприкосновения: революция и четкое понимание необходимости изменений — лейтмотивы творчества обоих поэтов.
Блок так же, как и Горький, считал, что в России необходимы изменения: «между народом и интеллигенцией – непреодолимая черта, определяющая трагедию России». Отголосок этой трагедии отчетливо прослеживается в поэме «Возмездие»:
Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
(А.А. Блок, поэма «Возмездие», 1921)
Революция стала для него настоящим сокровищем, необычайным открытием, за которым он гнался так долго. Блок видел в него светлое, чистое будущее для всей русской нации и всех народов, населяющих страну. Погоня за этим, возможно, эфемерным будущим — пафос революционной лирики поэта.
События, происходящие в стране, вывели Блока из внутреннего тупика и обозначили новые горизонты в его жизни и, следовательно, в творчестве. Новые, будоражащие сознание мысли появилась скорбная, но в то же время радостная мечта о Прекрасной Даме, олицетворяющей Россию:
Напрасный жар! Напрасные скитанья!
Мечтали мы, мечтанья разлюбя.
Так – суждена безрадостность мечтанья
Забывшему Тебя.
(А.А. Блок, стихотворение «Забывшие тебя», 1908)
Но неудавшаяся январская гроза 1905 года пробудила в поэте пессимизм. Он так же, как и Горький, был разочарован:
Прощай, возьми еще колечко.
Оденешь рученьку свою
И смуглое свое сердечко
В серебряную чешую…
Лети, как пролетала, тая,
Ночь огневая, ночь былая…
Ты, время, память притуши,
А путь снежком запороши.
(А.А. Блок, стихотворение «Седое утро», 1913)
В этих метафорических строчках заложены глубокие философские размышления Блока, определившее будущее поэта. Россия и жизнь в целом явились тем, чем не являются на самом деле: пролетающей мимо птицей (возможно, «Незнакомкой»), а жизнь – балаганчиком. Поэт становится потерянным в этом мире, а человек в глазах Блока перестает быть существом, способным на геройские поступки и коренные изменения, и вершителем судеб страны:
Вот меч. Он был. Но он – не нужен.
Кто обессилил руку мне?
(А.А. Блок, стихотворение «Идут часы, и дни, и годы...», 1910)
Человек теряет веру в главную вещь – в себя, поэтому ему приходится «тащиться без важного дела» до конца своих дней. Теперь главным двигателем прогресса не только государства, но и всего мира стали народные массы (эти идеи отражены в известнейших статьях литератора «Интеллигенция и революция» и «Крушение гуманизма»). «Человек, весь окровавленный, избитый, израненный идет к своему возрождению» – написал Блок в мемуарах 1907 года.
В последней, Октябрьской революции 1917 года Блок увидел издыхание «стихии», «мирового пожара»: черную ночь, белый снег, красную кровь, красный флаг, вьюга – все это отразилось в особо значимой поэме «Двенадцать». Он воспел «бессмысленный и беспощадный» русский бунт что отсылает нас к творчеству А.С. Пушкина, а именно к роману «Капитанская дочка», в котором особое внимание уделялось деятельности Пугачева и его влияние на обычных людей. А дальше – смерть. По мемуарам членов его семьи он потерял интерес жизни и говорил, «что очень хочет умереть».
Кавалер двух Георгиевских крестов Н.С. Гумилев также является одним из главных поэтов, писавших о революции и Гражданской войне, чья судьба после этого закончилась трагично. Важно отметить, что литератор встретил начало революции не в Петрограде, а в Париже, будучи одним из представителей русского экспедиционного корпуса. В 1918 году он окольными добрался до Родины, несмотря на массовые потоки эмигрантов в Европу, чтобы стать свидетелем истории, творящейся на его глазах.
Первые политические мотивы в лирике литератора появились только к концу Гражданской войны:
Прежний ад нам показался раем,
Дьяволу мы в слуги нанялись,
Оттого что мы не отличаем
Зла от блага и от
бездны высь.
(Н.С. Гумилев, стихотворение из сборника «Огненный столп», 1921)
Поэт был уверен: действиям представителей власти доверять нельзя – истинными вершителями судеб считал интеллигенцию: мыслителей и поэтов. Гумилев так же, как и многие (в том числе упомянутые Горький и Блок) считал, что Россия нуждается в коренных изменениях, основа которых – власть. Поэт не поддерживал власть большевиков, ратовал только за законность и честность, поэтому революция стала для него (как и для многих) настоящей трагедией, написанной строчками стихотворения «Заблудившийся трамвай»: Он не узнает ни свой родной Петербург, ни Россию во всей ее сущности:
Вывеска… Кровью налитые буквы
Гласят – зеленная, - знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
(Н.С. Гумилев, стихотворение «Заблудившийся трамвай», 1919)
Примечательно, что Гумилев в эти сложные годы занимался не только вопросами государства, но и творчеством, искусством: за это время он нашел контакты с многими французскими художниками, главной героиней книги «Синяя звезда» Еленой Дюбуще, написал трагедию «Отравленная туника». Его ждали не только победы: спустя 2 года после создания успел «Цех поэтов», а его жена, Анна Ахматова, попросила о разводе. Это стало важным символом, потому что первыми на борьбу с террором вступили поэты, которые были буквально на расцвете своего творческого успеха.
А смерть поэта стала настоящей загадкой и трагедией. Гумилев погиб в ходе таганцевского заговора, когда жертвами чекистов стали сотни человек: обычные мирные жители, революционеры, поэты, представители интеллигенции. Перед расстрелом на стенах тюрьмы, где находился достаточно долго, написал простые, но мудрые и чистые слова: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь». Он погиб как настоящий герой. Говорят, что когда приговоренных к смерти выстроили перед расстрелом, руководитель казни прокричал:
– Кто здесь поэт Гумилев? Выходите из строя.
На что Николай Степанович ответил так:
– Здесь нет поэта Гумилева. Здесь есть офицер Гумилев.
Убитый горем из-за смерти сразу двух поэтов сразу (Блока и Гумилева), известный поэт XX века М. Волошин посвятил им душещипательные строчки:
С каждым днем все диче и все глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветер, как свечи, жизни тушит.
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
Темен жребий русского поэта.
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, Русь,
И на дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь.
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но удел не выберу иной:
Умирать, так умирать с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.
 
(М. Волошин, стихотворение «На дне преисподней», 1922)
Интересно, что жертвы революции и Гражданской войны были связаны дружескими и семейными узами. Брак Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой — тому пример.
А.А. Ахматова, наверное, является одним из главных поэтов-патриотов Родины; судьба России для поэтессы равнялась собственной судьбе, поэтому она как истинный гражданин СССР до конца оставалась верна государству и несла тяжелую ношу даже в самые сложные времена.
О революции великая поэтесса говорила: «сущности никто не знает, в какую эпоху живет. Так и мы не знали в начале 10-х годов, что живем накануне Первой европейской войны и октябрьской революции». Революция для поэтессы была чем-то непонятным, аморальным и катастрофичным – она, будучи глубоким гуманистом, патриотом, человеком, уважающим личность человека и нравственные ценности, там и не смогла принять переворот. У нее была возможность последовать за мужем, Н.С. Гумилевым, в более спокойное место, но Ахматова пошла по другому пути. Она осталась на Родине и всецело разделяла тяготы и страдания, захватившие Россию:
Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный.
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный слух.
(А.А. Ахматова, стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно...», 1917)
Она внесла неоценимый вклад в развитии поэзии XX века. Ее строчки, пропитанные невыразимой болью и страхом, дошли и до потомков. Именно они дают представление о жизни и чувствах обычного человека и, возможно, всего народа:
Не с теми я,
кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
(А.А. Ахматова, стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю...», 1922)
Она покинула Россию не потому, что считала это аморальным и бесчестным. Ее магнетически держала поэзия. Ахматова хотела быть исключительно русской поэтессой, что доказывает необъяснимую силу и мощь истинного искусства, а не ремесла:
Прав, что не взял меня с собой
И не назвал своей подругой,
Я стала песней и судьбой,
Ночной бессонницей и вьюгой.
Меня бы не узнали вы
На пригородном полустанке
В той молодящейся, увы,
И деловитой парижанке.
(А.А. Ахматова, стихотворение «Прав, что не взял меня с собой...», 1961)
В 1922 году пришло страшное известие об «очистке России» и эмиграции сотен человек. Среди них были родные и близкие поэтессы: Б. Антреп, О. Глебова-Судейкина. За год до этого был расстрелян ее муж в ходе Таганцевского заговора и арестован единственный сын Лев Гумилев. «Такой судьбы не было ни у одного поколения – Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одновременно. Ремизов, Цветаева, Ходасевич уехали за границу, там же были Шаляпин, М. Чехов, Стравинский, Прокофьев и половина балета» – сказала она незадолго до своей смерти. Судьба покалечила многих представителей интеллигенции, но Ахматову – особенно. Ее сила и мощь, рвение к справедливости и свободе, к чистому, настоящему искусству сделали поэтессу образцом мужества и настоящей преданности и к Родине, и к поэзии, и к народу.
А.А. Ахматова встретила «сестру по судьбе» М.И. Цветаеву лишь раз в жизни, в 1941 году, перед ее страшным суицидом. Революция и Гражданская война оставили неизгладимый след на судьбе поэтессы и во многом определили мотивы ее творчества.
Подобно Ахматовой, 1917 год стал испытанием для поэтессы. Время влекло ее с невероятной силой и мощью, заставляя стать ее частью истории в то время, как поэтесса желала жить спокойной, размеренной жизнью для себя.
«Из Истории не выскочишь» – эти слова стали афоризмами, описывающими судьбу многих представителей поколения.
Октябрьский переворот чуть не забрал жизнь ее родного человека – мужа С.Я. Эфрона: полк, в котором служил ее муж, был на грани истребления. Не зная, увидит ли еще раз поэтесса своего мужа, она пишет: «Разве Вы можете сидеть дома? Если бы все остались, Вы бы один пошли. Потому что Вы безупречны. Потому что Вы не можете, чтобы убивали других. Потому что Вы лев, отдающий львиную долю: жизнь – всем другим, зайцам и лисицам. Потому что Вы беззаветны и самоохраной брезгуете, потому что «я» для Вас не важно, потому что я все это с первого часа знала! Если Бог сделает это чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…» – от этого принципа поэтесса не отступит никогда. А перед этим поэтесса посвятила мужу замечательные строки перед отправлением суженого в добровольческую армию. Патриотизм Цветаевой и Эрофона – эталон того, как нужно быть настоящим гражданином Родины:
На кортике своём: Марина –
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.
(М.И. Цветаева, стихотворение «На кортике своем: Марина...», 1918)
Революция в глазах поэтессы – непоправимая катастрофа, национальное бедствие, жертвами которого стали невинные граждане, в том числе она и ее семья, поэтому вся лирика 1917-1920 годов проникнута невыразимой болью, печалью, но в то же время надеждой и верой в справедливость, честность, мир, отсутствие буржуазности, «ожирения» - так выражалась сама Цветаева:
Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей – и что – Орда!
Два намиру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!
Искренние переживания за трагическую судьбу Белого движения стали лейтмотивом лирики поэтессы:
За Отрока – за Голубя – за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
<...>
Грех отцовский не карай на сыне.
Сохрани, крестьянская Россия,
Царскосельского ягнёнка – Алексия!
(М.И. Цветаева, стихотворение «За Отрока – за Голубя – за Сына…», 1917)
Даже в трудные времена Цветаева всецело отдавалась поэзии и творчеству. Она творила для спокойствия, для радости, для счастья. Книга «Версты» – плод стараний литератора во времена революции:
Ночь. – Норд-Ост. – Рев солдат. – Рев волн.
Разгромили винный склад. – Вдоль стен
По канавам – драгоценный поток,
И кровавая в нем пляшет луна.
(М.И. Цветаева, стихотворение «Ночь. – Норд-Ост. – Рев солдат. – Рев волн.», 1917)
Но ее счастье продлилось недолго. В 1920 году начался страшный голод — поэтессе пришлось отдать дочь в приют в Кунцеве, а после этого – прощание с Родиной и нежеланные эмиграции в Чехию и Францию. Бедность, голод, скитания – эти слова стали синонимами жизни М.И. Цветаевой в постреволюционные и предвоенные годы. Самое страшное наступило позже: подобно А.А. Ахматовой, ее муж и дочь Ариадну арестовали (а мужа расстреляли после смерти самой поэтессы). Тяжелые времени с головой поглотили Цветаеву, нищета, ссоры с родными выбили из колеи настолько, что единственным выходом стала смерть.
Собирая судьбы голосов интеллигенции – поэтов, приходишь к выводу: революция стала трагедией не только для страны, но и для каждой личности, для каждого патриота, для каждого жителя. Горький, Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева... Бесконечно можно продолжать список тех, кто, становясь жертвой переворотов, творил историю, чтобы донести ее для нас, потомков. По словам А.А. Блока, русская интеллигенция «бережно несла свой крест»: она служила народу и была первой, кто встречал трагедию, поэтому ее роль в истории России XX века неоценима. Последствия тех страшных лет сыграли важнейшую роль в судьбах всего поколения фронтовиков, воевавших между 1914 и 1918, которое иначе называют «неучтенными жертвами войны». Революция и Гражданская война – это страница истории, написанная кровью жертв, невинно падших. Это то, что обязан знать и помнить каждый, чтобы не повторять ошибки прошлых поколений: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» – все это можно выразить словами М.В. Ломоносова.
 
Поиск по сайту
Назад к содержимому | Назад к главному меню