Главное меню:
Нормативные документы федерального уровня
Нормативные документы республиканского уровня
Нормативные документы муниципального уровня
· На сайте ФГБНОУ "Институт стратегии развития образования российской Академии образования" представлен банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся на уровне основного общего образования по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление
. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.·
На сайте Федерального института оценки качества образования
представлены открытые задания PISA
·
Электронный банк заданий на портале "Российская
электронная школа"
·
Руководство пользователя электронного банка
заданий на портале "Российская электронная школа"
·
Материалы Центра оценки качества образования ИСРО РАО
·
Банк заданий по функциональной грамотности
издательства "Просвещение"
·
Банк заданий по функциональной грамотности Московского
Центра оценки качества образования
Функциональная грамотность — это умение
эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить
как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты,
грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность
сформирована через формат международного исследования PISA.
PISA для школ – это разработанный
Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки
качества образования.
В Российской Федерации данное исследование
легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с
- в исследовании
принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от
15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
- инструментарий
исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а
также онлайн-анкету для администрации школы;
- участники исследования выполняют задания
на компьютере;
- все задания построены на концептуальных
рамках исследования PISA;
- исследование PISA для школ дает
возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность
человека понимать и использовать письменное тексты,
размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность
человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность.
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать
математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность
знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к
улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное
мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных
и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения
воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание
знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном
или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой
культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
2. Как
формировать функциональную грамотность
3. Как
развивать функциональную грамотность
·
Всероссийский
форум экспертов функциональной грамотности. Читательская грамотность
·
Российский
учебник. Чтение: смысловое, продуктивное, функциональное
·
Г.В.Крюкова.
PISA -2022. Читательская грамотность
·
Задачи
на грамотность чтения
·
Основные
подходы к оценке читательской грамотности
·
Составление
заданий по формированию читательской грамотности
·
PISA.
Рекомендации по формированию читательской грамотности
·
Особенности
формирования и оценки математической грамотности как компонента функциональной
грамотности
·
Математическая
грамотность. Разговор с экспертом
·
Всероссийский
форум экспертов функциональной грамотности. Математическая грамотность
·
Формирование
математической грамотности
·
Готовимся
к PISA-2022. Математическая грамотность. Разбор заданий
·
Формирование
математической грамотности младшего школьника на уроках математики
·
Всероссийский
форум экспертов функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность
·
Комплекс
учебных заданий на формирование естественнонаучной грамотности на
уроках биологии
·
PISA.
Рекомендации по формированию естественнонаучной грамотности
·
Российский
учебник. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся
·
Задания
в формате международных исследований PISA по финансовой грамотности
·
Всероссийский
форум экспертов функциональной грамотности. Финансовая грамотность
·
Результаты
международного исследования PISA-2018 по финансовой грамотности
·
Обзор
УМК и электронных образовательных ресурсов для развития финансовой
грамотности
·
Глобальные
компетенции в структуре функциональной грамотности
·
Как
учителю спроектировать урок с учётом развития креативного
мышления
·
Методологии
и методики. Как школьникам научиться системно
придумывать идеи.
·
Как
проектировать урок на развитие креативного мышления
·
Предпосылки
к развитию креативности. Параметры креативного мышления
·
Всероссийский
форум экспертов функциональной грамотности. Креативное
мышление